Организация медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Одним из направлений деятельности МАОУ НШ является создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе. Это направление решалось при участии структурного подразделения – службы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся (СМСППС), которая включала совместную деятельность педагогов-психологов, социального педагога, учителей-логопедов и медицинских работников НШ.

СМССПС

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних, а также сопровождение деятельности педагогов и консультирование родителей .

Для успешного решения поставленных задач в деятельности службы были выделены следующие направления работы:

  • мониторинговая;

  • профилактическая;

  • коррекционная;

  • консультативно-просветительская;

  • научно-методическая.

Регулярно в течение учебного года проводятся заседания СМСППС различной направленности.

СМСППС2

Деятельность СМППС направлена на:

  • осуществление мониторинга за состоянием физического, психического, речевого и социального развития учащихся, формированием отношений в школьном сообществе;

  • изучение среды развития личности учащегося, школьного и классного коллективов, окружающего социума;

  • оказание психологической и социально-педагогической помощи учащимся в решении жизненно важных и трудноразрешимых вопросов;

  • разработка и реализация индивидуальных программ, планов работы по коррекции психофизического, речевого развития детей, учащихся с неадекватными поведенческими реакциями;

  • проведение занятий развивающего, коррекционного характера, использование групповых и индивидуальных форм работы с учащимися;

  • осуществление деятельности по социальной защите детей и членов их семей;

  • психолого-педагогическое, правовое и медицинское просвещение участников образовательного процесса;

  • проведение индивидуальной консультационной работы с учащимися, педагогами и родителями;

  • участие в работе ПМПК.

  1. Специалисты СМСППС учащихся работали со следующими категориями детей:
  • Дети с задержкой психоречевого развития.

  • Дети с недоразвитием психических процессов.

  • Дети с дефектами речи и нарушениями в речевом развитии.

  • Дети с билингвизмом (двуязычием).

  • Дети из семей «группы риска».

  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

  • Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

  • Дети в период подготовки к поступлению в школу.

  • Школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса.

  • Дети, имеющие школьные трудности.

  • Дети с социально-педагогической запущенностью.

  • Дети с отклоняющимся поведением.

  • Дети из неблагополучных семей.

  • Дети с особыми образовательными потребностями.

  • Отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта.

 Принцип системности сопровождения реализовался через единство диагностики, коррекции и развития — определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку основывался на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны — резервные возможности.

Диагностическая деятельность

Анализ количества групповых диагностических процедур в зависимости от возраста респондентов и учебного года

Учебный год

Возраст респондентов

Итого

Дошкольники

5-7 лет (групповая диагностика)

Начальная.

школа

1-4 класс

Взрослые

2010-2011

15

67

82

2011-2012

15

75

90

2012-2013

8

84

92

Итого:

38

226

0

264

 Из таблицы видно, что количество групповых диагностических процедур год от года неуклонно растет, всего за три года было проведено 264 групповые процедуры с учащимися начальной школы и дошкольниками.

Анализ количества проведенных групповыхдиагностических процедур в зависимости от проблемы респондентов и направленности обследования

Направленность

диагностических процедур

Учебный год

Итого за

3 года

2010-1011

2011-2012

2012-2013

Готовность к школе (входящий мониторинг ГКП)

5

5

4

14

Готовность к школе (промежуточный мониторинг ГКП)

5

5

10

Готовность к школе (конечный мониторинг ГКП)

5

5

4

14

Мониторинг готовности к школьному обучению (неорганизованные дети на базе НШ)

3

1

4

Мониторинг готовности к школьному обучению (на базе МАДОУ №5)

2

3

5

Мониторинг готовности к школьному обучению (на базе МАДОУ №6)

3

4

7

Оценка уровня школьной мотивации (начало года)

15

17

18

50

Оценка уровня школьной мотивации (конец года)

15

9

9

33

Диагностика познавательных процессов

22

17

39

Диагностика уровня школьной тревожности

4

4

1

9

Оценка степени дифференциации конвенциональных и моральных норм в 4-х классах (ФГОС)

4

4

8

Оценка степени дифференциации конвенциональных и моральных норм в 3-х классах (ФГОС)

4

4

Оценка рефлексивной самооценки учебной деятельности в 4-х классах (ФГОС)

4

4

4

Оценка характера каузальной атрибуции успеха/неуспеха в 4-х классах (ФГОС)

4

4

Социометрическое исследование (2-4 классы)

11

12

13

36

Мониторинг сформированности интегративных качеств в 1-х классах

5

5

Мониторинг достижения планируемых результатов обучения в начальной школе в 1-3 классах

14

14

Итого

82

90

92

264

 Из таблицы видно, что количество групповых диагностических процедур, проводимых в течение учебного года, растет с каждым годом. Все диагностические процедуры были обеспечены необходимыми научно-методическими средствами и предусмотрены планом работы СМСППС учащихся.

Консультативная деятельность

Анализ количества консультаций в зависимости от категории клиентов и учебного года

Учебный год

Категории клиентов

Итого за год

Ученики НШ

Родители

Специалисты ОУ

2010-1011

37

161

112

310

2011-2012

42

110

120

272

2012-2013

50

124

145

319

Итого за

3 года

129

395

377

901

 Из таблицы видно, что наибольшее количество консультаций проводится со специалистами ОУ, в основном, это консультации по итогам проведенных диагностических процедур, а также консультации по запросу самих специалистов. Второе место по количеству обращений занимают консультации родителей учеников НШ и родителей детей, посещающих ГКП на базе НШ. Количество консультаций самих учеников не многочисленно, но неуклонно растет год от года. Основными темами обращений детей к психологу являются взаимоотношения в детском коллективе, отношения с родителями и учителями.

Анализ количества обращений в зависимости от проблемы клиентов и учебного года

 

Категория проблемы

Учебный год

Итого

за 3 года

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1. Адаптация к школе

43

25

3

71

2. Готовность к школе

70

45

84

199

3. Консультации по итогам проведенных диагностик

67

55

61

183

4. Особенности поведения ребенка в школе

32

52

75

159

5. Трудности в обучении ребенка

30

25

35

90

6. Трудности во взаимоотношениях «учитель – ученик»

10

14

5

29

7. Консультации по итогам посещения уроков

7

3

5

15

8. Трудности во взаимоотношениях «ученик – ученик»

36

20

5

61

9. Внутрисемейные отношения «родитель – ребенок»

7

18

3

28

10. Другие темы

8

15

43

66

Итого

310

272

319

901

 

Таким образом, самыми популярными темами консультаций и обращений к психологу являются:

— консультации специалистов ОУ по итогам проведенных диагностических процедур,

— особенности поведения ребенка в школе,

— готовность к школе,

— трудности в обучении ребенка,

— особенности адаптации к школе,

— трудности во взаимоотношениях «Ученик – ученик»,

— трудности во взаимоотношениях «Учитель – ученик».

Наибольшее количество консультации было проведено в 2012-2013 учебном году. Самыми многочисленными стали консультации родителей по вопросу готовности детей к обучению в школе, консультации специалистов ОУ по итогам проведенных диагностик, а также консультации педагогов и родителей по вопросу особенностей поведения ребенка в школе.

9.4. Коррекционно-развивающая деятельность

Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Анализ количества коррекционно-развивающих занятий в зависимости от возраста респондентов, направленности занятий и учебного года

Направленность групповой работы

Учебный год

Итого за

3 года

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Адаптационные занятия для детей, посещающих ГКП (5-7 лет)

128

128

108

364

«Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» (7-10 лет)

506

573

675

1754

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания, памяти, мышления (7-10 лет)

36

62

6

104

Групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания, памяти, мышления (7-10 лет)

23

28

50

101

Итого

693

791

839

2323

 

Из таблицы видно, что количество проводимых групповых коррекционно-развивающих занятий год от года неуклонно растет и ведется по трем направлениям.

Одно направление – это занятия для детей, посещающих группы кратковременного пребывания (ГКП). Такие занятия обеспечивают развитие у каждого ребенка положительного отношения к себе и окружающему миру, познавательной и социальной мотивации, инициативности, самостоятельности. А также, формируют и развивают необходимый уровень двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления, умений общаться со сверстниками и взрослыми, необходимого уровня монологической и диалогической речи, целостных представлений о мире.

Второе направление – это занятия по программе «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе», которые продолжают воспитывать и развивать у младших школьников положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность. А также служат необходимой базой для формирования и развития личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Третье направление — коррекционно-развивающие занятия по развитию когнитивных процессов, а именно памяти, внимания, мышления, проводимые на основе программы Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».

 

Психолого-педагогическое просвещение учащихся, родителей

Просветительская работа

Количество выступлений на родительских собраниях, классных часах

Тема выступления

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

Родительское собрание для родителей третьеклассников на тему «Оценка и отметка. Психологический взгляд»

1

1

1

Родительское собрание для родителей первоклассников на тему «Адаптация первоклассников»

1

5

Родительское собрание для родителей детей, посещающих ГКП

4

4

4

Общешкольное родительское собрание «Организация внеурочной деятельности на следующий учебный год»

1

2

2

Лекторий для родителей четвероклассников на тему «Школьная зрелость ребенка и прогнозирование школьных трудностей при переходе в среднее звено».

1

Классный час для четвероклассников на тему «Как сказать «нет» и не потерять друзей»

3

4

4

Итого

10

11

16

Таким образом, в течение учебного года ведется активная просветительская работа, направленная на повышение психологической компетентности родителей.


Обратно