Анализ работы с одаренными детьми

Концепция работы с одаренными детьми в НШ

Сегодня, когда главной чертой образа жизни становится умение выделять актуальные проблемы и решать их, очевидно, что уже в младшем школьном возрасте возникает необходимость в развитии творческого мышления через проектно-поисковую деятельность. Реализация на практике проектной деятельности предполагает большой удельный вес интерактивных форм работы. Системная работа на материале поисково-творческих заданий создает благоприятное влияние на развитие культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу.

В начальной школе работа с одаренными детьми осуществляется по следующим направлениям деятельности:

  1. Деятельность интеллектуального клуба «Дебют гения»

  2. Участие в городских интеллектуальных марафонах по русскому языку и математике.

  3. Проведение на базе Начальной школы олимпиады МИРЭА.

  4. Деятельность общешкольного научного общества учащихся «Мы и окружающий мир»

  5. Занятия кружка по компьютерной грамотности.

  6. Конкурс детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке».

  7. Предметные олимпиады.

  8. Организация и проведение общешкольного фестиваля знаний.

  9. Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы.

1. Анализдеятельности интеллектуального клуба «Дебют гения».

В 2011 – 2012 учебном году деятельность клуба была регламентирована следующим расписанием:

Название секции

Руководитель

3 классы

4 классы

Русский язык Лаптева Марина Викторовна   вторник

14.25 – 15.05

кабинет № 109

Математика Мальцева Юлия Валерьевна   понедельник

13.35 – 14.15

кабинет № 207

Любители русской словесности Фурсова Светлана Владимировна вторник

13.35 – 14.15

кабинет № 107

 
Энштейник Демидкина Ирина Анатольевна вторник

13.35 – 14.15

кабинет № 12

 
Введение в историю Сабирова Татьяна Николаевна вторник

13.35 – 14.15

кабинет № 9

 
Наш мир Абрамова Дарья Юрьевна вторник

13.35 – 14.15

кабинет № 202

 
Межпланетная газета Мигеева Алёна Игоревна четверг

13.35 – 14.15

кабинет № 202

четверг

14.25 – 15.05

кабинет № 202

Таким образом, учащиеся 3-х и 4-х классов могли посещать занятия клуба, руководствуясь своими познавательными предпочтениями и наличием свободного времени. На клубных занятиях царила атмосфера сотрудничества, взаимного уважения и коллективного творчества.

2. Результатом деятельности клуба стало успешное выступление четвероклассников на городском интеллектуальном марафоне по математике:

  • в командном зачете Начальная школа заняла I место;

  • в индивидуальном зачете – почетные места заняли:

  • Аржанцев Алексей – I место;

  • Романенков Лев – II место.

Еще одним, безусловно, важным продуктом деятельности интеллектуального клуба стало создание школьной виртуального пространства «Межпланетная газета». В этом печатном издании учащиеся публиковала свои заметки о путешествиях, доклады, фото и т.п.

3. В феврале 2012 года на базе Начальной школы состоялась олимпиада начальной школы МИРЭА.

В олимпиаде приняли участие 633 первоклассника и дошкольника, 71 первоклассник из Троицка, из Начальной школы — 28 первоклассников. Из них отмечены наградами:

1.Миловидов Михаил – диплом 3 степени

2.Вайсман Евгения – диплом 3 степени

3.Мигеева Екатерина — похвальная грамота

В олимпиаде приняли участие 620 второклассников, второклассников из Троицка — 84, из Начальной школы — 43. Из них отмечены наградами:

1.Кунец Елизавета – диплом 3 степени

2.Распорова Александрина — похвальная грамота

3.Бохонко София — похвальная грамота

4.Кольченко Анна — похвальная грамота

4. В школе действует научное общество учащихся «Мы и окружающий мир».

Члены этого клуба умеют самостоятельно создавать презентации на интересующие их темы. Круг интересов наших детей просто необъятен — от виртуальных путешествий по городам Золотого кольца до мифов Древней Греции. Дети представляют свои работы сверстникам на классных часах, уроках окружающего мира, тематических занятиях и общешкольных мероприятиях.

5. На занятиях кружка компьютерной грамотности дети всегда нацелены на производство какого-либо завершенного продукта. Формирование ИКТ-компетенций здесь вовсе не самоцель, а способ достижения планируемых результатов. Рисунки детей на тему «Космос и мы», созданные в графическом редакторе, демонстрируются на большом экране в качестве динамической заставки во время открытия интеллектуального клуба «Дебют гения». В канун праздников Дня Защитника и Международного женского дня, мамы и папы, бабушки и дедушки получают открытки, созданные в программе Microsoft Word. К выпускному вечеру ученики четвертых классов готовят и демонстрируют одноклассникам презентации на тему: «Прощай, любимая школа». Завершается работа кружка торжественным чаепитием, на котором второклассники, третьеклассники и четвероклассники сидят «вперемешку». Преподаватель кружка организует оживленную дискуссию: просит старших ребят поделиться опытом, как, например, в программе Microsoft PowerPoint можно создать мультфильм. Образуется связь поколений, дети доступным языком передают свой опыт формирования ИКТ-компетенций младшему поколению.

6. Конкурс детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке».

С апреля 2010 года в Начальной школе появилась прекрасная традиция: проведение школьных, а затем и городских научных чтений младших школьников. Основная цель конференции «Первые шаги в науке» — создание оптимальных условий для публичного представления и обобщения опыта творческо-поисковой деятельности детей. В процессе подготовки научной работы, каждый участник проходит ряд этапов, направленных на достижение планируемых результатов:

  1. Определение информационной проблемы (регулятивные УУД);

  2. Выявление всевозможных источников информации и выбор лучших из них (познавательные УУД);

  3. Интеграция информации (познавательные УУД);

  4. Оценка информации (познавательные УУД);

  5. Создание новой информации на базе полученной (познавательные УУД);

  6. Защита работы на конференции (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД).

Год за годом популярность конференции «Первые шаги в науке» растёт в среде учащихся, их родителей. На открытие городской конференции с приветственным словом приходят представители Администрации г. Троицка, работа конференции освещается в городских СМИ.

Детский городской журнал «Светлячок» в каждом выпуске публикует проектно-исследовательские работы победителей конференции.

Организаторы научных чтений год за годом анализируют успехи и недостатки предыдущих конкурсов, делают определенные выводы и проводят ряд мероприятий с целью повышения уровня проведения городских научных чтений. В 2010-2011 учебном году знакомство с различными формами проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности стало предметом обсуждения на ШМО учителей начальных классов. Было переработано Городское положение о проведении научных чтений младших школьников. Был проведен обучающий семинар по знакомству с критериями оценивания проектных работ учащихся.

В декабре 2010года в городских научных чтениях приняли участие 32 учащихся из 5 школ города. Для проведения научных чтений младших школьников была организована работа пяти секций. В двух секциях к защите были представлены работы исследовательского характера. Три секции были открыты для защиты информационных работ.

В ноябре 2011 года состоялась III Городская детская конференция научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». Количество участников увеличилось до 42 учащихся. Была организована работа шести секций. Начальную школу на конференции представляло 19 учащихся. Дипломы победителей получили 14 детей, 9 победителей – учащиеся Начальной школы.

Участникам-дипломантам городских научных было предложено принять участие во Всероссийской детской конференции научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». Результатом защиты проектных работ на Всероссийском детском конкурсе в 2011 году стали дипломы:

  • Васильев Егор – Диплом I степени; Победитель VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Селякова Пелагея – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Кольченко Мария – Диплом III степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».

Результатом защиты проектных работ на Всероссийском детском конкурсе в 2012 году стали дипломы:

  • Васильев Егор – Диплом I степени; Победитель IX Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Кунец Максим – Диплом I степени; Победитель IX Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Кольченко Мария – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Мальцев Глеб – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Серебрянников Артём – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Одинцов Антон – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Копцева Татьяна – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Скатова Анастасия – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Диянова Елизавета – Диплом III степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».