Концепция работы с одаренными детьми в НШ
Сегодня, когда главной чертой образа жизни становится умение выделять актуальные проблемы и решать их, очевидно, что уже в младшем школьном возрасте возникает необходимость в развитии творческого мышления через проектно-поисковую деятельность. Реализация на практике проектной деятельности предполагает большой удельный вес интерактивных форм работы. Системная работа на материале поисково-творческих заданий создает благоприятное влияние на развитие культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу.
В начальной школе работа с одаренными детьми осуществляется по следующим направлениям деятельности:
-
Деятельность интеллектуального клуба «Дебют гения»
-
Участие в городских интеллектуальных марафонах по русскому языку и математике.
-
Проведение на базе Начальной школы олимпиады МИРЭА.
-
Деятельность общешкольного научного общества учащихся «Мы и окружающий мир»
-
Занятия кружка по компьютерной грамотности.
-
Конкурс детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке».
-
Предметные олимпиады.
-
Организация и проведение общешкольного фестиваля знаний.
-
Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы.
1. Анализдеятельности интеллектуального клуба «Дебют гения».
В 2011 – 2012 учебном году деятельность клуба была регламентирована следующим расписанием:
Название секции |
Руководитель |
3 классы |
4 классы |
Русский язык | Лаптева Марина Викторовна |
вторник
14.25 – 15.05 кабинет № 109 |
|
Математика | Мальцева Юлия Валерьевна |
понедельник
13.35 – 14.15 кабинет № 207 |
|
Любители русской словесности | Фурсова Светлана Владимировна |
вторник
13.35 – 14.15 кабинет № 107 |
|
Энштейник | Демидкина Ирина Анатольевна |
вторник
13.35 – 14.15 кабинет № 12 |
|
Введение в историю | Сабирова Татьяна Николаевна |
вторник
13.35 – 14.15 кабинет № 9 |
|
Наш мир | Абрамова Дарья Юрьевна |
вторник
13.35 – 14.15 кабинет № 202 |
|
Межпланетная газета | Мигеева Алёна Игоревна |
четверг
13.35 – 14.15 кабинет № 202 |
четверг
14.25 – 15.05 кабинет № 202 |
Таким образом, учащиеся 3-х и 4-х классов могли посещать занятия клуба, руководствуясь своими познавательными предпочтениями и наличием свободного времени. На клубных занятиях царила атмосфера сотрудничества, взаимного уважения и коллективного творчества.
2. Результатом деятельности клуба стало успешное выступление четвероклассников на городском интеллектуальном марафоне по математике:
-
в командном зачете Начальная школа заняла I место;
-
в индивидуальном зачете – почетные места заняли:
-
Аржанцев Алексей – I место;
-
Романенков Лев – II место.
Еще одним, безусловно, важным продуктом деятельности интеллектуального клуба стало создание школьной виртуального пространства «Межпланетная газета». В этом печатном издании учащиеся публиковала свои заметки о путешествиях, доклады, фото и т.п.
3. В феврале 2012 года на базе Начальной школы состоялась олимпиада начальной школы МИРЭА.
В олимпиаде приняли участие 633 первоклассника и дошкольника, 71 первоклассник из Троицка, из Начальной школы — 28 первоклассников. Из них отмечены наградами:
1.Миловидов Михаил – диплом 3 степени
2.Вайсман Евгения – диплом 3 степени
3.Мигеева Екатерина — похвальная грамота
В олимпиаде приняли участие 620 второклассников, второклассников из Троицка — 84, из Начальной школы — 43. Из них отмечены наградами:
1.Кунец Елизавета – диплом 3 степени
2.Распорова Александрина — похвальная грамота
3.Бохонко София — похвальная грамота
4.Кольченко Анна — похвальная грамота
4. В школе действует научное общество учащихся «Мы и окружающий мир».
Члены этого клуба умеют самостоятельно создавать презентации на интересующие их темы. Круг интересов наших детей просто необъятен — от виртуальных путешествий по городам Золотого кольца до мифов Древней Греции. Дети представляют свои работы сверстникам на классных часах, уроках окружающего мира, тематических занятиях и общешкольных мероприятиях.
5. На занятиях кружка компьютерной грамотности дети всегда нацелены на производство какого-либо завершенного продукта. Формирование ИКТ-компетенций здесь вовсе не самоцель, а способ достижения планируемых результатов. Рисунки детей на тему «Космос и мы», созданные в графическом редакторе, демонстрируются на большом экране в качестве динамической заставки во время открытия интеллектуального клуба «Дебют гения». В канун праздников Дня Защитника и Международного женского дня, мамы и папы, бабушки и дедушки получают открытки, созданные в программе Microsoft Word. К выпускному вечеру ученики четвертых классов готовят и демонстрируют одноклассникам презентации на тему: «Прощай, любимая школа». Завершается работа кружка торжественным чаепитием, на котором второклассники, третьеклассники и четвероклассники сидят «вперемешку». Преподаватель кружка организует оживленную дискуссию: просит старших ребят поделиться опытом, как, например, в программе Microsoft PowerPoint можно создать мультфильм. Образуется связь поколений, дети доступным языком передают свой опыт формирования ИКТ-компетенций младшему поколению.
6. Конкурс детских научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке».
С апреля 2010 года в Начальной школе появилась прекрасная традиция: проведение школьных, а затем и городских научных чтений младших школьников. Основная цель конференции «Первые шаги в науке» — создание оптимальных условий для публичного представления и обобщения опыта творческо-поисковой деятельности детей. В процессе подготовки научной работы, каждый участник проходит ряд этапов, направленных на достижение планируемых результатов:
-
Определение информационной проблемы (регулятивные УУД);
-
Выявление всевозможных источников информации и выбор лучших из них (познавательные УУД);
-
Интеграция информации (познавательные УУД);
-
Оценка информации (познавательные УУД);
-
Создание новой информации на базе полученной (познавательные УУД);
-
Защита работы на конференции (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД).
Год за годом популярность конференции «Первые шаги в науке» растёт в среде учащихся, их родителей. На открытие городской конференции с приветственным словом приходят представители Администрации г. Троицка, работа конференции освещается в городских СМИ.
Детский городской журнал «Светлячок» в каждом выпуске публикует проектно-исследовательские работы победителей конференции.
Организаторы научных чтений год за годом анализируют успехи и недостатки предыдущих конкурсов, делают определенные выводы и проводят ряд мероприятий с целью повышения уровня проведения городских научных чтений. В 2010-2011 учебном году знакомство с различными формами проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности стало предметом обсуждения на ШМО учителей начальных классов. Было переработано Городское положение о проведении научных чтений младших школьников. Был проведен обучающий семинар по знакомству с критериями оценивания проектных работ учащихся.
В декабре 2010года в городских научных чтениях приняли участие 32 учащихся из 5 школ города. Для проведения научных чтений младших школьников была организована работа пяти секций. В двух секциях к защите были представлены работы исследовательского характера. Три секции были открыты для защиты информационных работ.
В ноябре 2011 года состоялась III Городская детская конференция научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». Количество участников увеличилось до 42 учащихся. Была организована работа шести секций. Начальную школу на конференции представляло 19 учащихся. Дипломы победителей получили 14 детей, 9 победителей – учащиеся Начальной школы.
Участникам-дипломантам городских научных было предложено принять участие во Всероссийской детской конференции научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». Результатом защиты проектных работ на Всероссийском детском конкурсе в 2011 году стали дипломы:
-
Васильев Егор – Диплом I степени; Победитель VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Селякова Пелагея – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Кольченко Мария – Диплом III степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».
Результатом защиты проектных работ на Всероссийском детском конкурсе в 2012 году стали дипломы:
-
Васильев Егор – Диплом I степени; Победитель IX Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Кунец Максим – Диплом I степени; Победитель IX Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Кольченко Мария – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Мальцев Глеб – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Серебрянников Артём – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Одинцов Антон – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Копцева Татьяна – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Скатова Анастасия – Диплом II степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;
-
Диянова Елизавета – Диплом III степени; Призёр VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».