Готовность к школе (для родителей дошкольников).

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет.

Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
- выявить его уровень готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
- по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
- спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных особенностей.
Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных первоклассников, которые приходят в школу в 6-7 лет с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.
Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.
Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с эмоциональным отношением к внешней среде. С возрастом значительно возрастают объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием.
Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью проявления своих чувств, быстрой сменой настроения.
К 6 годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты (семилетние дети имеют более высокий уровень развития произвольности).
К старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации. Очень важна оценка действий значимым взрослым.
Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Развитие умения адекватно оценить себя в значительной степени обусловлено возникающей именно в этот период децентрацией, способностью ребенка посмотреть на себя и ситуацию с разных точек зрения.
Сочетание познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Компоненты психологической готовности

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Интеллектуальная готовность

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- дифференцированное восприятие,
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец),
- рациональный подход к действительности (ослабление фантазии),
- логическое запоминание,
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов,
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Личностная готовность

Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника.
Выделяются две группы мотивов учения:
1. Социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с другими людьми.
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью.
К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности.

Следующие параметры необходимы для успешного овладения учебной деятельностью:
- умение подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагающиеся в устной форме,
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Диагностика произвольности высших психических функций предусматривает следующие нормативы:
Для детей 5,5 – 6 лет доступно распределение внимания не более чем по двум признакам одновременно; к 6,5 — 7 годам свободно справляются с заданиями, требующими распределения внимания по двум признакам; к 7 – 7,5 детям доступно распределение внимания по трем признакам одновременно.

Социально-психологическая (коммуникативная) готовность

Большое значение имеет сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы; а также такой уровень речевого развития, который позволяет ребенку свободно использовать свои знания о языке.

Добавить комментарий