Патриотическое воспитание в МАОУ «Начальная школа».

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как « такое нравственное качество, которое включает в себя потребность предано служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и независимость» (И.Ф.Харламов. Педагогика.)

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали не отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ «общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в Начальной школе можно определить следующие:

  • Духовно—нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
  • Историко–краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней.
  • Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности.
  • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции.
  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания.
  • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы. Ловкости Выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов — значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодёжи.

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание Книги Памяти. Ребята, ученики нашей школы сами собирали воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла. В этой книге собраны и воспоминания о войне бабушек и дедушек наших учеников, которые в те далекие годы были ещё детьми — война глазами детей.

Летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора. исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы.

Уже пять лет работает в школе патриотический клуб «Память сердца». Свою работу члены клуба осуществляют в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой в школе.

Мы занимаемся следующими видами деятельности:

  • Уроки Мужества проводятся силами учеников выпускных – 4 классов. Эти уроки приурочены, как правило, к основным вехам ВОВ: разгром фашистов под Москвой, дню Защитника Отечества, дню Победы.
  • В 1 — 3 классах проводится подготовительная работа
  • конкурсы рисунков и плакатов,
  • встречи с ветеранами
  • классные часы, беседы
  • чтение книг о войне с последующим обсуждением
  • конкурсы военной песни
  • трудовые десанты
  • знакомство с символикой города, района, края, РФ.
  • Возложение цветов к памятникам и обелискам Славы
  • Ежегодные соревнования ко дню Защитника Отечества «12 подвигов Геракла»
  • Экскурсии в музеи, на выставки; поездки и походы по родному краю.

Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.